
Министерство торговли США заключило обязывающее соглашение с канадскими компаниями Cameco Corporation и Brookfield Asset Management для ускорения глобального развертывания ядерных реакторных технологий Westinghouse Electric Company. Это стратегическое партнерство призвано оживить цепочки поставок и промышленную базу атомной энергетики как в США, так и за рубежом, что соответствует майским указам президента Дональда Трампа, призывающим к четырехкратному увеличению выработки электроэнергии атомными станциями в течение следующих 25 лет.
По мнению Cameco и Brookfield, которые совместно владеют Westinghouse с долями 49% и 51% соответственно, запуск программы строительства атомных электростанций (АЭС) должен ускорить рост в сегменте энергетических систем Westinghouse на этапе строительства, а также в бизнесе по производству топлива и обслуживанию реакторов на протяжении всего их срока службы. В своем заявлении компании сообщили: «После закрытия сделки и при финансовом содействии правительства США Westinghouse планирует начать реализацию проектов и разместить заказы на критически важное оборудование с длительными сроками поставки, что, как ожидается, позволит задействовать цепочки поставок в атомной отрасли, созданные во время строительства блоков AP1000 на 3-м и 4-м энергоблоках АЭС Vogtle». При этом сроки строительства реакторов не уточняются.
Ожидается, что правительство США задействует свои финансовые, регуляторные, политические и дипломатические инструменты для поддержки целей партнерства. Взамен правительство получит долю участия, которая после ее закрепления даст право на получение 20% от любых денежных распределений, превышающих 17,5 млрд долларов, произведенных Westinghouse. Для закрепления доли участия правительство США должно принять окончательное инвестиционное решение и заключить соглашения о завершении строительства новых ядерных реакторов Westinghouse в США на общую сумму не менее 80 млрд долларов. Если к январю 2029 года доля участия будет закреплена, а оценка Westinghouse при первичном публичном размещении акций (IPO) превысит 30 млрд долларов, правительство США получит право потребовать проведения IPO. Доля участия будет прямо или косвенно конвертирована в варрант сроком на пять лет на покупку акций, эквивалентных 20% от публичной стоимости компании после вычета 17,5 млрд долларов из этой стоимости.
Коннор Тески, президент Brookfield Asset Management, заявил, что партнерство «поможет раскрыть потенциал, который Westinghouse и ядерная энергия могут сыграть для ускорения роста искусственного интеллекта в Соединенных Штатах, одновременно удовлетворяя растущий спрос на электроэнергию и потребности в энергетической безопасности». Генеральный директор Cameco Тим Гитцель отметил, что сотрудничество с правительством США укрепит партнерство с Brookfield в качестве владельцев Westinghouse. Он добавил: «В центре этого нового партнерства – создание стоимости… мы считаем, что участие правительства США создает правильные стимулы для развертывания всего набора его инструментов для поддержки строительства реакторов Westinghouse, включая финансовую, регуляторную, политическую и дипломатическую поддержку». Министр энергетики США Крис Райт подчеркнул: «Это историческое партнерство с ведущей американской ядерной компанией поможет реализовать грандиозное видение президента Трампа по полной энергетической перезагрузке Америки и победе в глобальной гонке искусственного интеллекта. Президент Трамп обещал возрождение ядерной энергетики, и теперь он его обеспечивает».
Сделки и другие вопросы, предусмотренные соглашением, подлежат получению необходимых регуляторных одобрений. Сами компании Cameco, Westinghouse и Brookfield признали, что, представляя прогнозную информацию, они «сделали существенные предположения, которые могут оказаться неверными», включая успех технологии реакторов и способность построить и ввести в эксплуатацию новые крупные АЭС.
Хотя Westinghouse была пионером коммерческой атомной энергетики, поставив в 1957 году первый в мире коммерческий водо-водяной реактор, в 2017 году компания, тогда принадлежавшая Toshiba, объявила о банкротстве после многолетних проблем с ростом затрат и задержками. Ее банкротство привело к отмене строительства двух реакторов AP1000 на АЭС V.C. Summer в Южной Каролине. Два других блока AP1000 на АЭС Vogtle в Джорджии были достроены с семилетней задержкой и превышением бюджета на 17 млрд долларов. Это были первые новые АЭС, построенные в США за 30 лет. Единственными другими действующими реакторами AP1000 являются четыре блока в Китае, строительство которых также столкнулось с задержками. В Европе действующих реакторов AP1000 пока нет, однако технология выбрана для ядерных программ в Польше, Болгарии, на Украине и рассматривается в ряде других стран.