
Международное энергетическое агентство (МЭА) в своем новом докладе «Газ 2025» представило анализ и прогнозы развития мирового газового рынка до 2030 года, предсказывая его кардинальную трансформацию. После периода нестабильности и шока предложения в 2022–2023 годах рынок движется к постепенной ребалансировке, за которой последует фаза избытка предложения, обусловленная беспрецедентным ростом мощностей по производству сжиженного природного газа (СПГ). Ожидается, что к 2030 году в мире будет введено около 300 миллиардов кубометров новых экспортных мощностей СПГ, что приведет к чистому увеличению поставок примерно на 250 миллиардов кубометров. Этот рост станет самым значительным за всю историю отрасли и кардинально изменит динамику глобальной торговли энергоносителями.
Основными драйверами этой «волны СПГ» выступают Соединенные Штаты и Катар, на долю которых придется более 70% всех новых мощностей. Такой масштабный ввод в эксплуатацию новых проектов повысит надежность поставок и сделает природный газ более доступным по цене, особенно для развивающихся рынков Азии, чувствительных к стоимости энергоресурсов. Прогнозируется, что увеличение предложения СПГ приведет к снижению спотовых цен, которые могут приблизиться к уровню краткосрочной предельной себестоимости поставок из США в период с 2027 по 2030 год. Это, в свою очередь, может стимулировать дополнительный спрос в энергоемких отраслях и электроэнергетике, особенно в азиатских странах.
На фоне роста морских поставок СПГ мировая торговля трубопроводным газом на дальние расстояния, по прогнозам, сократится почти на 55 миллиардов кубометров в период с 2024 по 2030 год. Это падение в первую очередь связано со снижением поставок в Европу. В этих условиях меняется и роль традиционных поставщиков трубопроводного газа, в том числе стран Центральной Азии. Согласно анализу МЭА, увеличение поставок российского газа в Китай по трубопроводу «Сила Сибири» будет частично нивелировано сокращением экспорта из Центральной Азии. В отчете отмечаются растущие проблемы с обеспечением добычи в Узбекистане, которые ограничивают экспортные возможности региона. Таким образом, на фоне глобального перераспределения газовых потоков роль центральноазиатского региона как нетто-экспортера может ослабнуть.
Главным центром роста мирового спроса на газ до 2030 года станет Азиатско-Тихоокеанский регион, на который придется около половины всего прироста потребления. Основной вклад внесут Китай и Индия. В то же время спрос в Европе продолжит снижаться на фоне развития возобновляемых источников энергии и повышения энергоэффективности. Вместе с изменением рынка меняются и условия контрактов – растет доля соглашений с гибкими условиями поставок и ценообразованием, привязанным к газовым хабам, что вытесняет традиционную нефтяную индексацию. Параллельно в отрасли набирают популярность технологии улавливания, утилизации и хранения углерода (CCUS), которые становятся важным элементом новых СПГ-проектов, а также расширяется производство низкоуглеродных газов, таких как биометан и водород, хотя их доля в общем балансе останется незначительной до конца десятилетия.