Сектор альтернативных видов топлива, включая экологичное авиационное топливо (SAF) и возобновляемый дизель, сталкивается с надвигающейся проблемой нехватки сырья. Несмотря на прогнозируемый уверенный рост – по оценкам GlobalData, совокупные годовые темпы роста составят 16% в период с 2025 по 2030 год, – зависимость от традиционных источников ставит под угрозу дальнейшее развитие отрасли.
Основу для производства биотоплива сегодня составляют отработанные липиды – преимущественно животные жиры и использованное кулинарное масло. Их популярность обусловлена не только техническими преимуществами, такими как простота переработки, но и поддержкой со стороны регуляторов. Политика, направленная на развитие циркулярной экономики, например, в рамках директивы ЕС RED III, поощряет использование отходов и помогает избежать этической дилеммы «продовольствие против топлива», связанной с применением сельскохозяйственных культур.
Однако объемы таких отходов конечны. По данным Международного энергетического агентства, мировые поставки использованного кулинарного масла вряд ли когда-либо превысят 20 миллионов тонн в год. Этот потолок предложения создает «узкое место», способное затормозить декарбонизацию транспортной отрасли, особенно в авиации и морских перевозках, где альтернатив двигателям внутреннего сгорания пока немного.
Наиболее устойчивым и масштабируемым решением этой проблемы в долгосрочной перспективе могут стать микроводоросли. Эти микроскопические одноклеточные организмы, поглощающие CO₂, можно культивировать в специальных прудах или фотобиореакторах, размещенных на непригодных для сельского хозяйства землях. В отличие от сырья на основе пальмового или соевого масла, производство биотоплива из водорослей не создает угрозы для продовольственной безопасности и не конкурирует за пахотные площади.
Преимущества новой технологии уже демонстрируются в Европе. Финансируемый ЕС проект All-gas в Испании использует муниципальные сточные воды для выращивания культур микроводорослей, интегрируя весь производственный цикл. Другой европейский проект FUELGAE с бюджетом в 5 миллионов евро пилотирует выращивание водорослей на сталелитейном заводе в Румынии и предприятии по производству этанола в Испании. Это доказывает, что производство можно удобно располагать рядом с промышленными или городскими центрами, оптимизируя логистику.
Несмотря на очевидный потенциал, технология пока находится на ранней стадии разработки. Главным препятствием для масштабирования остаются высокие производственные затраты. Они включают создание инфраструктуры, а также энергоемкие процессы сбора, сушки и последующей переработки водорослей. Поддержание идеальных условий для роста – света, температуры и подачи CO₂ – также требует значительных энергоресурсов.
По мнению аналитиков, широкого коммерческого внедрения топлива на основе водорослей не стоит ожидать ранее начала или середины 2030-х годов. До этого момента животные жиры и отработанные масла останутся основным сырьем для отрасли. Однако в перспективе, как заключают эксперты GlobalData, «микроводоросли, с их масштабируемостью, поглощением CO₂ и высокой урожайностью, представляют собой самого сильного кандидата на роль сырья завтрашнего дня», которое будет дополнено твердыми бытовыми отходами и лигноцеллюлозной биомассой.