Энергетический переход, во многом зависящий от государственной политики и регулирования, сталкивается с неожиданными препятствиями. Хотя субсидии сыграли ключевую роль в первоначальном развитии возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и инфраструктуры для электромобилей в Европе, сегодня разрозненный подход к регулированию рискует замедлить декарбонизацию, привести к растрате чистой энергии и увеличению затрат для потребителей. Пока законодательство рассматривает каждый энергетический актив –– будь то солнечная панель или зарядная станция –– в изоляции, их совместный потенциал остается нереализованным.
Франция с ее амбициозными целями –– достичь 40% доли ВИЭ в производстве электроэнергии к 2030 году и углеродной нейтральности к 2050 году –– служит наглядным примером. Принятые в стране законы, такие как LOM (об ориентации на мобильность) и APER (об ускорении производства возобновляемых источников энергии), создали основу для масштабной электрификации транспорта и массового внедрения солнечных панелей на крышах и парковках. Однако без координации между этими активами благие намерения приводят к обратному результату.
По мере роста масштабов солнечной генерации возникает избыток энергии в середине дня, когда спрос на нее традиционно низок. За последние четыре месяца более чем в 90% дней спотовые цены на электроэнергию во Франции опускались до нуля или становились отрицательными как минимум на один час. По сути, в сети появляется огромное количество лишней энергии, эффективное применение которой пока не найдено.
Существующее регулирование лишь усугубляет проблему. Закон APER обязывает владельцев парковок площадью более 1500 м² покрывать половину их площади солнечными навесами, а здания с площадью более 500 м² –– оснащать панелями половину крыши. При этом государственная компания EDF предлагает гарантированные тарифы на выкуп солнечной энергии, которые делают полную продажу в сеть финансово более выгодной, чем потребление на месте. Это стимулирует строительство новых солнечных мощностей, которые лишь увеличивают полуденный избыток энергии в сети, и обходятся бюджету, по некоторым оценкам, в 1 миллиард евро в год.
Одновременно с этим электрификация транспорта создает огромный потенциал для гибкого дневного потребления энергии. Закон LOM требует от корпоративных автопарков постепенного перехода на электромобили, а от парковок на более чем 20 мест –– оснащения 5% из них зарядными устройствами. Зарядка электромобилей сотрудников в течение рабочего дня идеально совпадает с периодом избытка солнечной энергии, предлагая готовое решение проблемы. Однако на практике этого не происходит.
Большинство коммерческих объектов, где одновременно устанавливаются и солнечные панели, и зарядные станции для электромобилей, работают по парадоксальной схеме. Утром они закупают дорогую электроэнергию из сети для покрытия пикового спроса, а днем продают излишки собственной дешевой солнечной генерации обратно в сеть за малую долю этой цены. Из-за структуры тарифов и отсутствия связи между системами зарядные станции и солнечные панели функционируют как два независимых, не связанных друг с другом проекта.
Решение не требует революционных технологий или огромных инвестиций. Инфраструктура уже создается и внедряется –– нужно лишь заставить ее элементы работать согласованно. Этого можно достичь с помощью трех шагов: разработки контрактов на электроэнергию, которые поощряют владельцев объектов и водителей сдвигать потребление; реструктуризации «зеленых» тарифов для стимулирования потребления на месте; и обеспечения технической связи между активами для их совместной работы.
Успех энергетического перехода зависит не от простого развертывания большего числа активов, а от их способности работать в унисон. Без межотраслевой координации распределенные энергетические ресурсы так и останутся «дорогими соседями», а не «продуктивными партнерами». Альтернатива проще, дешевле и находится в пределах досягаемости –– нужно просто соединить то, что мы уже строим.